Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок

"SKU"   -   ПРОСТО.  ПРОФЕССИОНАЛЬНО.       МЕРЧАНДАЙЗИНГ       ТОРГОВЫЙ АУДИТ       ПРОМО-МЕРОПРИЯТИЯ       КОНСУЛЬТАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ       РЕКРУТИНГ       ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ       ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ       КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО       HR-ОТДЕЛ ПОД КЛЮЧ       ТЕЛ.: +7 (495) 781 48 53

Телефоны: +7 (495) 781 48 53
Москва
Екатеринбург
Новосибирск
Иркутск
Самара
Калининград
Услуги
Ваши текущие расходы на мерчендайзинг?

Методический материал для мерчендайзеров

Введение

 

Изменения, произошедшие за последние десятилетия на розничном рынке России, сопровождавшиеся ростом торговых сетей, увеличением числа производителей, и как следствие, расширением ассортимента реализуемых товаров,  привели к необходимости применения новых маркетинговых инструментов для выживания и повышения эффективности в условиях жесткой конкуренции

Одним из наиболее доступных и эффективных инструментов является мерчендайзинг

Мерчендайзинг – комплекс мероприятий, направленных на стимулирование розничных продаж посредством привлечения внимания покупателей к  торговым маркам и группам товарам при помощи наиболее выгодного размещения товаров и рекламных материалов в торговых залах и прилавках магазинов

 

Основные задачи мерчендайзинга

 

  • Обеспечение постоянного наличия товарного ассортимента в каждой торговой точке

  • Обеспечение выкладки продукции на местах продаж в соответствии с основными принципами эффективного мерчендайзинга

  • Формирование посредством оптимизации выкладки покупательского спроса и лояльности покупателей к продукции

  • Максимально эффективное использование торговой площади магазина

  • Своевременная ротация продукции по срокам годности

  • Предоставление необходимой маркетинговой информации

 

Основные понятия и термины

 

  • POS-материалы (POS materials, POS — point of sales — место продажи) — это материалы, способствующие продвижению бренда или товара в местах продаж (шелфтокеры, ценникодержатели, воблеры, ценники, стопперы, промостойки, диспенсеры и т.п.)

  • SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, единый артикул, используемый в торговле для отслеживания статистики по реализованным товарам

  • Адаптация – списание виртуальных остатков представителями торговой точки

  • Артикул – уникальный код, которым компания идентифицирует разные товарные позиции (артикул повышает удобство поиска товара на полке или в информационной системе)

  • Ассортиментная матрица - документ, включающий в себя полный перечень всех товарных позиций, предлагаемых к продаже в магазине

  • Блочная выкладка – выкладка продукции блоками одного бренда, как горизонтально, так и вертикально

  • Бренд (Brand) - клеймо, фабричная торговая марка, сорт, качество (имеет древнее, предположительно скандинавское происхождение)

  • Вертикальная выкладка - расположение однородных товаров сверху вниз

  • Виртуальные остатки – разница между фактическими остатками продукта в торговой точке и компьютерными остатками (наличие виртуальных остатков в магазине мешают своевременной доставке товара в торговые точки)

  • Гипермаркет - магазин площадью свыше 20 тысяч кв.м, с высокой степенью механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, предназначенный для продажи сравнительно больших партий товара

  • Горизонтальная выкладка - товар располагается по всей длине полки (выкладка имеет два варианта размещения - по предназначению товара или по бренду)

  • ДМП – дополнительное место продаж (любое место продаж, внутри торговой точки, кроме основной полки с категорией, например паллеты, брендированные стойки, торцы, гондолы, зона касс)

  • Дополнительная выкладка - выкладка на паллетах, торцах, дисплеях, стойках (место в магазине, где обычно располагают акционные продукты, или выкладка в смежных категориях)

  • «Золотая» полка – полка на уровне взгляда покупателя (на высоте от 1,3 м до 1,6 м)

  • Компьютерный остаток – количество продукции, зафиксированное в системе торговой точки

  • Основная выкладка – постоянная выкладка товара на традиционных торговых площадях: стеллажах, полках

  • Отсутствие отвара/OOS(out of Stock) – отсутствие товарного запаса в торговой точке (на полке, на складе магазина)

  • Планограмма – схема расположения продукции в торговых залах торговых точек

  • Подача на адаптацию – предоставление представителям торговой точки исчерпывающей информации по расхождению компьютерных и фактических остатков, а также просьба осуществить списание

  • Ротация продукции - обновление мерчендайзером устарелой продукции на новую (метод FIFO – товар должен быть реализован в том же порядке, в котором он поступил в магазин)

  • Супермаркет – магазин по продаже полного ассортимента как продовольственных, так и непродовольственных товаров

  • Товарная категория - это совокупность товаров, которые покупатель воспринимает как схожие между собой, или товаров совместного использования

  • Фейсинг - единица товара определенной торговой марки, выставленная в первом ряду полки магазина лицом к покупателю 

 

 Формула эффективного мерчендайзинга

 

 

 

 Правила представления продукции в торговом зале

 

  • Продукция должна быть представлена в виде единых корпоративных блоков (консолидация товара одной торговой марки в одном месте) 

  • Продукция должна быть доступна для покупателей                      

  • Продукция импульсивной покупки должна располагаться на видном месте и привлекать внимание покупателей

  • Товар должен иметь презентабельный вид                        

  • Товар должен быть обращен лицевой стороной к покупателю

  • Предпочтительна вертикальная выкладка товара, при которой однородные товары располагаются на всех полках стеллажей сверху вниз в несколько рядов

  • Выкладка товара должна исключать пустоты

  • Товар не должен закрываться ценником, другой продукцией или любым посторонним предметом

  • Внутри товарной группы товар должен находиться в соответствующей ценовой группе

  • Чем больше фейсингов товара на полке, тем лучше

  • Оптимальное размещение товара – на уровне глаз (130 – 160 см от пола)        

  • Для привлечения внимания покупателей, реклама и продукция должна размещаться в «горячих»* точках торгового зала

* «ГОРЯЧИЕ» ТОЧКИ ТОРГОВОГО ЗАЛА:

  • Вход/выход

  • Кассы

  • Углы

  • Места, где меняется направление движения покупателей

  • Рядом с выкладкой продукции, на уровне глаз

  • Рядом с продукцией импульсивного спроса

  • Продукцию лучше выкладывать слева направо в соответствии с направлением движения покупателей

 

Основные функции мерчендайзера

  

  • Контроль наличия продукции на полках, в местах товарного запаса и на складе торговой точки

  • Обеспечение выкладки продукции и размещение рекламных материалов в местах продаж в соответствии с утвержденными стандартами

  • Обеспечение наличия ценников и их соответствие представленной продукции

  • Предоставление отчета / фотоотчета

  • Подготовку продукции к возврату

  • Обеспечение наличия в торговой точке всех товарных позиций из согласованного между заказчиком и администрацией торговой сети ассортимента

  • Формирование рекомендованного заказа на недостающую продукцию

 

 Стандарты работы мерчендайзера Компании «SKU»

 

 

Схема регламента работы мерчендайзера

 

 

 

Перед выездом на маршрут

 

Знание продукции:

Мерчендайзер знает все существенные характеристики обслуживаемой продукции (цены, сроки и условия хранения, фасовку, стандарты мерчендайзинга и т.п.)

Знание территории:

Мерчендайзер знает все обслуживаемые компанией тт на своей территории (названия тс, адреса, ответственных лиц, принимающих решения)

Составление маршрута:

Маршрут составляется на неделю и определяет порядок посещения тт с учетом планируемого время визита тт и минимального времени на перемещение от одной тт до другой

Первый визит на маршруте не позднее 9.00

Планирование:

Мерчендайзер планирует свою работу ежедневно, исходя из приоритетов компании и специальных задач, поставленных супервайзером

Подготовка:

Мерчендайзер имеет аккуратный внешний вид и перед выездом на маршрут имеет при себе все необходимое для работы (паспорт, мед.книжка, телефон, план работы на день, ежедневный отчет, ассортиментные матрицы, стандарты мерчендайзинга бланки заказов, униформу, скотч, ножницы, ручку)

 

Схема работы в магазине

 

 

 

 

После посещения торговой точки

 

Анализ посещения:

На основе полученных результатов мерчендайзер отмечает использование им профессиональных навыков, намечает пути их совершенствования

Оформление  документации:

Мерчендайзер отмечает в ежедневном отчете всю собранную в ходе визита значимую информацию, указывает задачи для следующего посещения

Вся информация верна и аккуратно записана

Документы аккуратно сложены и недоступны для посторонних

 

Отчетность

Фотоотчет

Срок предоставления: в процессе посещения тт

Кому предоставляется: Координатору проекта

Способ предоставления: ПО «ST-MOBI.COM»

 

Требования к качеству и полноте фотоотчета:

  • панорамный план

  • четкое изображение

  • полный ассортимент обслуживаемой продукции, присутствующий в тт в день съемки

  • качество выкладки соответствует базовым принципам эффективного мерчендайзинга

  • наличие ценников на всю продукцию

  • соблюдение особых требований (если таковые имеются)

  • каждая фотография должна быть подписана: название торговой сети_адрес тт_проект_дата съемки

 

Позиционный отчет (отчет о наличии товара)

Срок предоставления: в процессе посещения тт

Кому предоставляется: Координатору проекта

Способ предоставления: ПО «ST-MOBI.COM» 

Партнеры: